Жанр: RTS
Разработчик: EA Los Angeles
Издатель: Electronic Arts
Сайт игры:
Системные требования: Processor 2 GHz, 512 MB RAM, 32 MB Video, 3.5 GB HDD space
The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth вобрала в себя большинство хорошего из стратегий последнего времени, но в то же время свято чтит худшие традиции игр по голливудским лицензиям. Максимально дружелюбный по отношению к игроку интерфейс, который ни в коем случае не должен отпугивать случайно забредшего в стратегические дебри юного киномана, роскошная графика, полный набор героев из орденоносной кинотрилогии и минимум тактического планирования, без которого сейчас не обходится ни одна уважающая себя RTS. Опытный стратег, прошедший через «Периметр», Warhammer 40.000 и Rome: Total War, находится здесь в абсолютно равном положении со, скажем, поклонником «Александра», запускающим новый проект создателей C&C: Generals с единственной мыслью: «Где тут Саруман?».
Проследить в BfME авторский почерк творцов упомянутой строчкой выше игры практически невозможно – Electronic Arts, помахивая смятой лицензией, пресекала любое самоволие со стороны разработчиков и мастерски заставила их плясать под свою дудку. Бесшабашный геймплей, огромное количество усовершенствований и три принципиально разные стороны конфликта – не в этой игре, господа. BfME может предложить вам лишь вялое избиение предсказуемого AI, десяток апгрейдов и четыре ничем не отличающихся друг от друга расы (Гондор, Изенгард, Рохан и Мордор). В качестве утешения прилагаются голоса Орландо Блума (Orlando Bloom), Шона Бина (Sean Bean) и Вигго Мортенсена (Viggo Mortensen); божественный саундтрек за авторством Говарда Шора (Howard Shore, вот где истинная правда - прим. Оракул); выглядывающие со всех окон интерфейса вставки из фильма; а также (внимание) уникальная возможность трижды отправить к праотцам Гимли, Леголаса и Арагорна при прохождении солянки миссий за «темные силы».
История, рассказанная заново
Местные кампании берут игрока за ручку и поочередно окунают лицом во все примечательные места трилогии – Морию, Хельмову Падь, Изенгард и Минас-Тирит (к слову, конечная остановка истории о «плохих»). На просьбу ослабить хватку игра выкатывает задания по освобождению ближайших областей от вражеских оккупантов, не имеющие под собой никакой сюжетной подпорки. Однообразные пустынные ландшафты (в соседке по палате, Armies of Exigo, пейзажи были гораздо насыщеннее), неприкрытый тактический срам в виде постоянно приносящего положительный для нас результат раша и сразу же всплывающий на поверхность дисбаланс – вот и все «выдающиеся» особенности сражений за земельные угодья. Вызывает вопросы крайне низкий потолок на количество юнитов – если в «рядовых» миссиях вполне можно обойтись сравнительно небольшим по численности войском, то две сотни штурмующих Хельмову Падь орков выглядят, по меньшей мере, глупо (впрочем, в прошлогодней War of the Ring всё было совершенно так же - прим. Оракул). Чтобы хоть как-то загладить свою вину, разработчики предлагают построить базу и производить солдат уже на месте, что, естественно, противоречит не только книге, но и творению Питера Джексона.
Скрашивают тусклые будни так называемые «очки силы», хоть как-то оправдывающие существование «побочных» провинций. Окружить базу густой растительностью, при передвижении по которой вражеские герои теряют лидерские бонусы, призвать на помощь эльфов, всадников Рохана, армию мертвых или даже Балрога – пожалуйста, извольте только заплатить. Довольно ветвистое дерево заклинаний (в отличие от ущербного куста апгрейдов) постоянно подталкивает игрока к соседним вражеским провинциям за драгоценной валютой, что влечет за собой также прокачку подконтрольных войск и подготовку их к помянутым выше эпическим потасовкам, в которых без опытных отрядов и героев делать нечего. Разумеется, все выжившие юниты превращаются в Юниты и переходят в следующие миссии вместе со всем опытом и приобретенными улучшениями, поэтому в большинстве областей вам будет удаваться разделаться с врагом буквально за пару минут. В лучших традициях жанра повышают свой уровень и герои, открывая новые умения – Гимли шинкует врагов с удвоенной скоростью, Гендальф получает в свое распоряжение заклинания массового поражения, Арагорн вдохновляет на подвиги ближайшие войска, а Леголас может добавить немного опыта выбранному отряду лучников
По периметру
Основная ошибка создателей BfME – механизм постройки. Размещать здания можно только на указанных местах и в заданных количествах. Разбросанные по карте дополнительные «опорные пункты» ситуацию спасают мало – удержать свежезахваченную базу от посягательств жульничающего кремниевого разума практически невозможно. Поэтому довольствоваться приходится тем, что дают поначалу – строим замок, окружаем его источниками ресурсов и разнообразными бараками, а по внешнему радиусу размещаем защитные башни. Возведенные фермы перманентно изрыгают золото (sic!), тренируют абсолютно бесполезных крестьян (умеющих только чинить) и даже набирают опыт. Да, вы не ослышались – со временем все строения в игре получают level up, чем существенно увеличивают свою производительность, а также расширяют ассортимент доступных подразделений и модификаций. Последние, кстати, не действуют на все подконтрольные войска сразу после приобретения, вместо этого заставляя выбирать каждый отряд отдельно и затрачивать дополнительные средства.
Сбившись с курса
Впрочем, напоследок Battle for Middle-Earth умудряется ещё раз отмахнуться от игрока лицензией и в очередной раз выставить на всеобщее обозрение свои недостатки. Тщательно следуя сценарию фильма в «доброй» кампании, игра совершенно теряется в «злой». Гимли потчует молотом Сарумана под стенами Хельмовой Пади, Боромир там же сводит счеты с Лурцом, а отряд скромных лучников с огненными стрелами является большой угрозой для повелителя назгулов. Поклонников Толкиена, впервые увидевших подобное святотатство, вряд ли получится откачать даже отличной графикой, демонстрируемой моторчиком Generals, а вкупе с общей упрощенностью все это наталкивает на мысли, что больше семи баллов игра не заслужила. Но давайте будем снисходительны – когда над вами стоит злобный диктатор и неплательщик зарплат, требующий, к тому же, максимальной интеграции с вашим творением богомерзкой кинотрилогии, вряд ли можно создать Настоящий Шедевр.