И так можно долго разглядывать наше высокое и могучее древо. Там еще много всего есть, на разный вкус. Тут вам и карточные игры, и варгеймы, симуляторы бога, всего сразу и не разглядишь. Конечно на каждой ветке данного, не побоюсь этого слова — дуба, имеются свои ответвления, но так сильно углубляться я не стану.
На данное дерево я начал лезть с самого первого дня своего знакомства с компьютерными играми. Первые плоды на пробу я сорвал с ветки стратегий в реальном времени. Они оказались своеобразными на вкус. Сложно было понять, что и как работает, даже обычные сохранения были в диковинку.
Со временем пчёлы, что опыляют цветочки, принесли новую механику с рядом растущего самого древнего и могучего баобаба, прозванного RPG. Он своими корнями опутал все растения в нашем саду.
Сам жанр стратегий в реальном времени, или коротко RTS, появился в далеком 1981 году. Современный вид он получил после выхода «Dune 2» в 1992 году. А через пару лет, после появления на свет «Warcraft», с её возможностью выделять группы юнитов резиновой рамкой, жанр полностью сформировался. Прошло уже больше 20 лет, а в жанре мало, что поменялось. В игровом процессе всё также присутствует сбор ресурсов, постройка базы и производство юнитов. Только у всех разработчиков разное видение на основы. Может различаться способ сбора ресурсов или из казармы выходит не один, а группа солдат. Даже есть проекты, например, «majesty», где нет прямого контроля юнитов. Я думаю стоит упомянуть «Total Annhilation», которая оказалась первой игрой с возможностью использования рельефа местности.
А вот поработать дьяволом и убивать молодых и отважных героев, это мне понравилось. «Dungeon keeper 2» для меня стало открытием. Больше не в одной игре мне не давали поиграть на другой, тёмной стороне. Здесь мало кто охотно делал то, что от него требовалось. Даже импы, местные рабы, без шлепка не торопились копать туннели, где это надо. Правда данный плод больше можно отнести к симулятору бога, чем к экономической ветви. В этом долго можно разбираться.
К подобному разделу относятся продукты, в которых во главу угла поставлена экономика. Военная часть отсутствует вовсе. Данный вид стратегий делится на несколько подвидов в которых самые известные — градостроительные, «SimCity» или «Тропико» и симуляторы бизнеса, «Railroad Tycoon». Как и в любом другом жанре есть проекты, в которых совмещена большая экономическая сторона и военные действия имеются, например, «Stronghold». Я бы сюда ещё отнёс симуляторы бога. В них тоже сильная экономическая сторона, надо управлять игровым сообществом в роли некой сущности. Часто сражаться с приверженцами иного божества. Самый известный разработчик подобных проектов —Питер Молинье. Из-под его пера вышел уже упомянутый «Dungeon keeper». Можно сказать, Питер придумал подобный жанр, создав знаменитую «Populous».
Позже я добрался до TBS. Местные орешки оказались крепки для меня. Но я нашел человека, который помог расколоть самые вкусные. Я окунулся в мир героев меча и магии, а в «Civilization» смог написать свою историю. Самое главное, что подобный фундук смаковать можно не одному, а разделить его с большой и шумной компанией.
Пошаговая стратегия считается самым старым видом стратегий. Свои корни TBS берёт из настольных стратегических игр, в которых игроки совершали действия по очереди. «Hamurabi» считается самой первой игрой данного жанра. Она вышла в 1960 году и была текстовой. Игроку предстояло управлять шумерским государством. Позже в 1972 году появилась «Empire» первый многопользовательский пошаговый продукт, который был основан на одноименной настольной игре. Мало игр данного жанра дошли до нас почти без изменений. Можно выделить только: «Сivilization», «Heroes of might and magic» и «X-com: UFO defense». Все три серии берут своё начало в девяностых.
Я давно заметил, что над моей любимой веткой, очень быстро и плодовито начал расти новый росток, со знакомым привкусом. Как я узнал название ей дали «Moba». Так как она появилась не так давно, как все остальные знакомые побеги, я до неё ещё не добрался, но давно хочу посмотреть, что там есть. Даже снизу отчётливо видны такие персики как «Dota 2» и «Lol». Недавно попробовал «Heroes of the storm». Получил хорошие впечатления. Члены команды помогали, конечно не всегда, но очень часто. Думаю, стоит ли тянуться до остальных. Жаль только одного. Данный отросток забирает все соки у RTS. Например, я давно следил как растёт новый плод «Warhammer 40 000: Dawn of war 3». Только недавно он созрел, я не успел его попробовать. Но мне много о нём рассказывали, в одиночной компании всё как надо, а вот сетевая часть сильно отдаёт мобой. Ну это всё слухи, и я не хочу этому верить. Со временем может многое поменяться.
[i]Многие считают, что жанр MOBA появился благодаря знаменитой карте Warcraft 3, но они не правы. Основы жанра заложились еще в первом Starcraft, пользователем под псевдонимом Aeon64. А самой популярной стала карта, разработанная Eul, созданная в редакторе Warcraft 3 World edit. «Defense of the Ancients», а коротко «Dota», стала очень популярна, но не была коммерческой. А первым коммерческим продуктом жанра стала «Demigod» вышедшая в 2009 году. Разработчики из Gas Powered Games взяли идею доты и попытались её развить, но успеха игра не сыскала. Всему виной оказалось пиратство. Отсутствие защиты дало пользователям возможность не платить, а просто брать игру. Через неделю после выхода по статистике продукт опробовало более 120 000 человек, но только 18 000 приобрели лицензию. Если бы не этот казус, все сейчас играли бы в «Demigod», а не в «Lol» и «Dota 2».
Если так вспомнить, то я облазил всё древо вдоль и поперёк. Успел попробовать большую часть того, что на нём растёт. В глубине души я сильно верю, что моя любимая ветка стратегий в реальном времени, не засохнет, а злой садовник её не отсечёт, и в будущем она нас порадует спелыми и сочными плодами.