Сочный ностальгический платформер для тех, кому за двадцать
На экране моего широкоформатного HD-телевизора, утомлённого бесконечными погонями, взрывами, ураганной пальбой и прочей пиротехнической канонадой современных игровых блокбастеров, сегодня творится нечто экстраординарное: там бегают, прыгают, гримасничают и паясничают – в общем, беснуются как только могут – две озорные обезьяны. Одна – здоровенная, нахально ухмыляющаяся во все зубы горилла в большущем красном галстуке с двумя крупными, видными издалека жёлтыми буквами-инициалами DK; чуть что, она яростно бьёт себя в грудь, издаёт неистовый вопль, сотрясающий джунгли сверху донизу, и пускается вскачь, точно молодая кобылка. Вторая – помельче, поскромнее, не то шимпанзе, не то макака в коротенькой красной тельняшке, из под которой торчит круглый животик, и в красной кепке с выгравированным на ней бренднеймом Nintendo. Это знаменитые представители семейства Конгов – Данки и Дидди, дядя и его племянник, охочие до бананов, золота и женского внимания обезьяны-путешественники. Они почти совсем незнакомы поколению игроманов младше шестнадцати, зато для тех, кто застал эпоху 8- и 16-битных игр и кому посчастливилось иметь в собственности легендарную приставку Super Nintendo они – любимые герои, кумиры детства. В наше время их слава несколько померкла, но они живы в памяти поклонников – и сегодня, спустя много лет, отправляются в новое путешествие, так приятно напоминающее приключения их лучших лет.
Важный момент, которого необходимо коснуться, прежде чем начинать рассказ о Donkey Kong Country Returns: несмотря на яркую внешность и кажущуюся простоту всего здесь происходящего – это игра, рассчитанная отнюдь не на детей. И уж тем более не на домохозяек, как утверждают отдельные лица, игру в глаза не видевшие и компанию Nintendo заочно ненавидящие. Тем не менее, понравиться новая Donkey Kong может и тем, и другим, и третьим – да кому угодно: потенциал очарования в неё заложен колоссальный. И всё же главной аудиторией, ради которой с такой любовью и заботою выпестована новая Donkey Kong – это те самые фанаты, в юности часами просиживавшие за прыгательно-собирательными похождениями команды обезьян, восхищавшиеся красоте тамошних двумерных пейзажей (на момент своего выхода – а это был ноябрь 1994-ого – оригинальная Donkey Kong Country была, пожалуй, самой красивой видеоигрой из всех) и вдребезги разбившие не один геймпад в тщетных попытках одолеть печально известный уровень на вагонетках. Именно они, фанаты, включают Wii, запускают игру – и уносятся прямым рейсом в прошлое, на семнадцать лет назад, и получают чистое, не замутнённое временем и прогрессом удовольствие. Остальные – пытаются разобраться, что к чему, и почему это двадцатилетние бородатые дядьки вмиг превращаются в детей с горящими глазами, у которых даже бесполезно просить назад геймпад – не отдадут. Разбираемся вместе.
Donkey Kong Country – что оригинальная трилогия на Super Nintendo, что новая игра для Wii – это традиционный платформер, от своих собратьев по жанру отличающийся ярко выраженным собственным стилем и харизматичными персонажами (да, харизматичные обезьяны – не оксюморон, в играх Nintendo это действительность). Прекрасная графика, изумительная музыка, огромное разнообразие уровней – от тропических джунглей и пиратских шхун до ледяных пещер и дна морского, сотни всевозможных секретов – вот слагаемые успеха игры пятнадцатилетней давности. Перед авторами продолжения стояла задача: сохранить, а по возможности – и приумножить выдающиеся достижения старины.
Техасская Retro Studios, не так давно блестяще справившаяся с возрождением другой знаменитой серии Nintendo – скай-фай приключения Metroid, выполнила работу с присущей ей амбициозностью и размахом, не разочаровав надежд ретроманов.
Ностальгическое цитирование и оригинальные идеи в их игре представлены в очень правильной пропорции. Взять хотя бы самый первый уровень – он начинается точь-в-точь как первый уровень старой игры: обезьяны пробкой вылетают из своей уютной хижины на дереве, начинает играть фирменная мелодия в стиле, неуловимо напоминающем джаз (услышав однажды, не забываешь её уже никогда), вокруг – таинственные и манящие джунгли, полные врагов, золотых монет и, конечно же, бананов. Но джунгли уже совсем другие – раньше были двумерные, теперь – трёхмерные. Сначала это даже вызывает неприязнь: мол, как же так, прошло пятнадцать лет, технологии не стоят на месте, а раньше уровни выглядели даже красивее, чем сейчас. Потом – привыкаешь и понимаешь: в 3D есть своя романтика. При этом сама игровая механика осталась полностью двумерной, как в старые добрые времена: бежишь слева направо, собираешь бананы, монеты, секреты, прыгаешь врагам на головы, сражаешься с боссами.
Разумеется, если бы всё было так просто, восторгов Donkey Kong Country Returns вызывала бы куда меньше. Но игра не только взывает к чувству ностальгии, но ещё и бросает нешуточный вызов способностям игрока: сильные, умелые руки, закалённые десятками и сотнями выигранных баталий в боевиках с PS3 и Xbox 360, подчас оказываются не способны справиться с элементарными, на первый взгляд, прыжками! Тут недопрыгнул, там прыгнул дальше, чем нужно, здесь не успел ухватиться за лиану – неожиданно выясняется, что это чертовски сложная игра! Дети бросаются в плачь, домохозяйки в истерике (специально для них, кстати, в игре есть режим автоматического прохождения – откуда ни возьмись появляется степенный седовласый Данки Конг и объясняет деткам и их мамам, как надо проходить уровень). А игроманы старой закалки, которые не понаслышке знают, что такое 8- и 16-бит, лишь ухмыльнуться в усы и продолжат прыгать дальше. А дальше – больше, круче и ещё интересней.
Так, например, знаменитый уровень на вагонетках, который стольким людям в прошлом истрепал нервы и который смогли пройти лишь единицы, в новой игре обрёл сразу множество продолжений. Безусловно, проходятся они значительно легче, чем раньше, но захватывают ничуть не меньше. Безумные скачки на бешеных носорогах, сумасшедшие полёты на реактивных бочках и плавания на китах прилагаются – ведь без них Данки Конг и не Данки Конг совсем. Сложность нарастает в нужном темпе, так что игру не удаётся бросить на полпути – не отпускает желание узнать, какой вызов тебе бросят за следующим поворотом.
Причём просто преодолеть все препятствия и пройти уровень до конца (что само по себе не так-то просто) недостаточно – желательно найти все секреты, бонусы и полезные предметы, спрятанные на уровне. А их там – огромное множество. Это и разбросанные всюду бананы (сто бананов, вы не поверите, дают жизнь), и монеты с изображением бананов, и кусочки паззлов, и золотые буквы, складывающиеся в слово KONG. Сложнее всего собрать весь паззл – его частицы запрятаны в самых укромных уголках уровней. Зато когда отыщешь, достанешь, соберёшь их все – испытаешь необыкновенное удовлетворение, удовольствие от осознания собственной необыкновенной ловкости.
Конечно, несмотря на все достоинства Donkey Kong Country Returns не претендует на звание «лучшего 2D-платформера всех времён» – этот титул прочно закрепила за собой триумфальная New Super Mario Bros. (которую, кстати, Retro Studios местами откровенно цитирует). Но как возможность вновь окунуться в счастливые моменты юности, она заслуживает самой высокой похвалы. 9/10